Сызранское городское отделение КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЫЗРАНСКОЕ МЕСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
САМАРСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Помощник присяжного поверенного Владимир Ульянов
Автор: Александр ЧерноV   
26.04.2017 08:33

2017-04-26-01

Прежде чем стать революционером Ленин почти 4 года работал по специальности - адвокатом. Кого и с каким результатом защищал В. Ульянов?
В советское время о трудовой деятельности Ульянова практически не писали. Упоминалось, что В. Ульянов сдал экстерном экзамены в Петербургский университет и получил диплом юриста, но и только. Подразумевалось, что кроме как революцией вождь мирового пролетариата в своей жизни больше ничем не занимался.

В эпоху разоблачения коммунистических мифов озвучивалась точка зрения, что как юрист Ленин был мягко говоря не очень и проваливал почти каждое дело, попавшее к нему в руки. В некоторых публикациях утверждалось, что Ульянов вообще никакого диплома не получал. Попробуем взглянуть на В. Ульянова без политического предубеждения, просто как на историческую фигуру и попытаемся найти истину.

Дипломированный юрист
Поступивший в 1887 году в Казанский университет Владимир Ульянов через три месяца был исключен за участие в студенческих беспорядках. Однако молодой человек не собирался оставаться неучем. В Петербург на имя министра просвещения ушло прошение от проживавшей в Самаре М. Ульяновой с просьбой допустить ее сына к экзаменам экстерном в испытательной комиссии при одном из университетов. Прошение было удовлетворено.

В 1891 году экзамены экстерном по курсу юридического факультета Императорского С-Петербургского университета сдавали 33 человека. (Как видите, Ульянов не был исключением.) 8 получили высшие оценки по всем предметам и им был присужден диплом I степени. Среди этих 8 значился и В. Ульянов. В январе 1892 года он вернулся в Самару, чтобы начать здесь свою юридическую карьеру. Начать ее предстояло с должности помощника присяжного поверенного.

Помощник присяжного поверенного В. Ульянов
Присяжный поверенный – это адвокат. Чтобы записаться в присяжные поверенные, нужно было иметь не менее 5 лет судебной практики. Приобретали ее служа помощниками у адвокатов. Место такого помощника и искал новоиспеченный юрист Ульянов. Взять к себе в помощники молодого человека, брата повешенного государственного преступника не побоялся самарский адвокат Хардин.

Судебным уставом предполагалось, что помощники будут выполнять отдельные поручения, готовить материалы к процессам и пр, но жизнь внесла свои коррективы. В стране дико не хватало адвокатов. В Самаре было всего 17 поверенных и несколько помощников и все были завалены делами выше крыши. Поэтому если адвокат обнаруживал, что помощник способен на большее, чем носить за ним бумаги, он отпускал того в свободное плавание, перепоручая подручному вести мелкие и незначительные дела.

Через 2 месяца общения со своим помощником Хардин счел, что его подопечный вполне готов самостоятельно вести дело и 5 марта Ульянов принял «боевое крещение».

Дело о богохульстве
Первым подзащитным Ульянова был крестьянин Муленков, обвиняемый в «богохульстве» и оскорблении «государя императора и его наследника». В бакалейной лавке тот, будучи в нетрезвом состоянии, «матерно обругал бога, пресвятую богородицу и пресвятую троицу, а затем государя императора и его наследника».

Как вы думаете, что грозило мужику за его пьяную болтовню? 15 суток? А от 6 до 8 лет каторжных работ не хотите? А «хула с умыслом совершенная» - это уже 15 лет каторги (ст. 176 Уложения о наказаниях).

Самарские адвокаты не рвали друг у друга из рук это дело, никто не стремился стать защитником богохульника и оскорбителя государя императора. Абсолютно «тухлое» дело. Взялся Ульянов. Результат был впечатляющим: при «чудной» перспективе нескольких лет каторги приговор суда «1 год тюрьмы» можно было считать несомненным успехом молодого адвоката. Но настоящей победой каждый адвокат считает оправдание своего подзащитного. И такие победы у Ульянова были.

Дело №272 отставного солдата Красноселова
В первых числах июля 1892г. в полицейскую часть поступило заявление от торговца капустой мещанина Сурошникова, что во время отлучки его с супругой из дома из незапертой комнаты были украдены 113 рублей кредитными билетами: один в 100 руб, один в 10 и один в 3. (В конце XIX века в патриархальной Самаре еще не прижилась привычка уходя из дома обязательно запирать двери.) 113 рублей по тем временам были солидной суммой.

Спустя несколько дней в эту же часть поступил донос от повара кухмистерской (недорогая столовая), что у отставного солдата Красноселова появились большие деньги, «каковых у него отродясь не бывало». Полицейские ищейки сразу сделали стойку: Красноселов уже был судим за кражи и только недавно вышел из самарской тюрьмы. Его арестовали, привели в участок, обыскали и (опа, есть!) – в портянке нашли 100-рублевую купюру (катеньку).

Вызвали торговца капустой: «Твоя катенька?» Сурошников моментально сориентировался: если купюру признать, то ему ее отдадут. «Конечно моя, она самая! И бродяга этот ко мне два раза заходил, капусту покупал. Кто как не он?» Ну что еще надо? Приговор суда: 2 года и 9 месяцев тюрьмы. На этом все могло бы и кончится. Но молодой начинающий адвокат решил биться до конца, подал кассационную жалобу в сенат и добился пересуда.

По его настоянию пригласили заключенных самарской тюрьмы, которые показали, что Красноселов, находясь в тюрьме, лудил котелки, чайники, миски для арестованных и действительно зарабатывал, и деньги у него были. Вердикт присяжных: «невиновен».

Защитник по «казенным делам»
Кого защищал Ульянов: 1 чиновник, 4 чернорабочих, 3 батрака, 6 мастеровых, 10 крестьян. Все это были люди из низов, неимущие, которых защищал адвокат, назначаемый судом. Такие дела назывались «казенными», присяжные ими откровенно тяготились, и скидывали своим помощникам: «На, практикуйся. Выиграешь – молодец, завалишь – не велика потеря».

Ульянов стал «казенным защитником» и быстро приобрел известность, которая проникла даже в арестантские. Рапортом от 15 апреля 1892 года адвокат Гиршфельд просил освободить его от дела, поскольку обвиняемые Уждин, Зайцев, Красильников «выразили желание иметь своим защитником пом. прис. поверенного В. Ульянова».

Потянулись к способному юристу и денежные клиенты. Пожелал иметь себе защитником молодого адвоката купец первой гильдии Красиков, но Ульянов отказался вести его тяжбу, назвав купца «заведомым вором». Этакую бы принципиальность да нынешним стряпчим, готовым за высокие гонорары защищать интересы откровенных негодяев!

Подающий надежды молодой юрист
Всего за полтора года Ульянов провел в Самаре 16 судебных дел: 14 уголовных, 2 гражданских. В пяти случаях он добился полного оправдания своих подзащитных, в одном добился примирения сторон, для восьми обвиняемых добился смягчения наказания, для четверых изменения квалификации обвинения на более мягкую статью и оба гражданских дела решил в пользу своих клиентов. Вполне возможно, что были и другие дела, сведений о которых не сохранилось, точно известно, что по крайне мере в еще двух гражданских делах Ульянов принимал самое деятельное участие.

Даже для опытного адвоката каждый третий подзащитный оправдан – это очень высокий результат. В остальных Ульянов добивался смягчения наказания, так в деле Языкова вместо грозившей тому тюрьмы адвокат добился штрафа в 100 рублей. Разница весьма весомая.

Хардин утверждал, что из Ульянова выйдет выдающийся адвокат, пророчил ему большое будущее и настоятельно советовал ехать в столицу.

Несостоявшийся адвокат
В августе 1893 года Ульянов выехал в Петербург. В кармане у него лежало рекомендательное письмо Хардина к известному петербургскому присяжному поверенному Волькенштейну с просьбой посодействовать в судьбе молодого юриста Ульянова.

Кого и как защищал помощник присяжного поверенного Ульянов в Петербурге неизвестно – архивы С-Петербургского окружного суда сгорели в феврале 1917 года, но адвокатской практикой он занимался безусловно – Ульянов числился в списках помощников присяжных поверенных до 1895 года. Наверняка он вел все те же «казенные дела» по назначению суда за небольшие казенные гонорары.

В декабре 1895 года карьера молодого адвоката оборвалась. Он был арестован, год содержался в тюрьме и в 1897 году выслан в с. Шушенское. Началась новая жизнь – профессионального революционера, в которой Ульянов добился поразительных успехов (кто скажет, что это не так?). Хотя иногда думается, может, было бы лучше, если б молодой человек полностью посвятил себя исключительно адвокатуре? Но история, как говорится, не имеет сослагательного наклонения.

Автор: Клим Подкова

 
 

Чтобы комментировать записи необходимо зарегистрироваться на форуме