Россия отстала в экспорте высшего образования |
Автор: Сызранское городское отделение КПРФ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29.06.2010 13:29 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Демографическая дыра превратит борьбу учебных заведений за абитуриентов в борьбу за жизнь. Частично решить проблему могло бы привлечение студентов из-за рубежа. Только Россию на этом рынке не ждут. Высшую школу ожидает кризис, переживут который далеко не все. Минобрнауки прогнозирует: через 3–4 года в России будет вдвое меньше студентов, чем сейчас (к 2012 году число выпускников школ сократится до 700 тыс. против 1,3 млн в 2006-м). Процесс уже начался (таблица 1). «Мы живем в другой жизни, – говорит министр образования и науки Андрей Фурсенко. – До 2006 года высшая школа развивалась экстенсивно, набор студентов постоянно рос. Мы думали, что этому не будет конца. А сегодня столкнулись с условиями мощного демографического спада». При этом, по его мнению, идти на резкое сокращение числа вузов нельзя. Иначе еще через десять лет страна столкнется с обратной проблемой – их нехватки. Но чем занять вузы в критическое время? Один из вариантов решения, предлагаемый министром, – усиление направлений непрерывного образования и повышения квалификации. Причем не только в сфере услуг и материального производства, но и в тех областях, где люди учатся для себя (в искусстве, истории и других гуманитарных направлениях). Тем более, по словам Андрея Фурсенко, спрос на такого рода образовательные услуги постоянно растет, а их качество зачастую оставляет желать лучшего. Понятно, одной такой меры для спасения системы высшего образования не хватит. Так, может, самое время обратить взор на продолжающий расти рынок экспорта высшего образования? За последние 30 лет его объем в мире увеличился в разы. В России в 1990-е годы, наоборот, наблюдалось сокращение числа иностранных студентов и международных образовательных программ, которое теперь предстоит наверстывать. Ради чести и престижа. Иностранцы могли бы частично компенсировать потери вузов от демографического кризиса. Но одного желания здесь недостаточно. С одной стороны, России есть что предложить: ее научные школы, в том числе математическая, имеют определенный авторитет в мире. Достаточно посмотреть на количество российских преподавателей в американских университетах. Считаются также востребованными выпускники российских медицинских вузов и компьютерных специальностей. Статистика тоже позитивна – за последние несколько лет число иностранных студентов в российских вузах, обучающихся по очной форме обучения, выросло примерно на 10%, превысив 70 тыс. человек, еще около 40 тыс. обучаются по другим формам обучения. Примерно половина – выходцы из стран СНГ и Прибалтики, остальные – «настоящие» иностранцы преимущественно из стран Азии, Африки и Индии. «Спрос на российское высшее образование продолжит увеличиваться. Удовлетворение технологических запросов общества в сфере альтернативной энергетики, нанотехнологий, биотехнологий, генной инженерии, космических исследований, новых материалов будет требовать фундаментальных знаний, в том числе на стыке наук, – говорит Борис Деревягин, руководитель аналитической службы Российского союза ректоров. – А российская образовательная модель является единственной образовательной моделью, которая может предложить и фундаментальные знания, и исследовательскую практику». Российское образование – для русских. В то же время, несмотря на положительную динамику, нынешнее число иностранных студентов в России можно считать каплей в море. В общем объеме доля студентов, обучающихся по международным соглашениям, сегодня составляет всего 1,4% (таблица 2). Правда, здесь не учитываются граждане СНГ и Прибалтики, обучающиеся на условиях общего приема, но даже вместе с ними процент иностранных студентов-очников не превышает 2%. Доля России на рынке экспорта образовательных услуг минимальна. Если СССР был на втором месте в мире по числу иностранных студентов, то Россия по этому показателю находится на 9-м месте, составляя только 2% от их общего количества. Лидером по-прежнему являются США (около 20%). Кроме того, быстро наращивают объемы экспорта Канада, Испания, Сингапур, Тайвань.
Узкий взгляд. Существует также проблема отсутствия маркетинговых стратегий в самих вузах. «Многие просто не знают, откуда им ждать студентов, – говорит ректор РУДН Владимир Филиппов. – Сегодня каждый вуз должен решать эту проблему самостоятельно: открывать зарубежные представительства, предлагать свои образовательные услуги. Другие страны имеют для этого специализированные организации, работающие через посольства и решающие все проблемы привлечения студентов централизованно». По мнению экспертов, сегодня наиболее перспективными для России являются такие направления, как страны постсоветского пространства, русские эмигранты, проживающие в США и Европе, а также страны, с которыми исторически были налажены связи еще во времена СССР (Африка, Азия, Латинская Америка). По словам Бориса Деревягина, необходимо также активнее приглашать к обучению в российских вузах граждан Китая и Индии, которые сегодня являются одними из основных поставщиков иностранных студентов в университеты Европы и США. Например, из 10 млн китайских студентов только 30% обучаются на родине. Правда, ожидается, что Поднебесная также столкнется с проблемой демографического кризиса из-за программы ограничения рождаемости.
Не умеешь – научим. В рамках реализации «Концепции экспорта образовательных услуг в 2011-2020 годах» предполагается, что все проблемы можно решить благодаря государственной поддержке. К 2020 году доля курсов, читаемых на иностранных языках (прежде всего английском), должна достигнуть в российских вузах не менее 10%, за рубежом появится около 15 их филиалов и представительств, а инфраструктура, бытовые условия будут улучшены. И дальше в том же духе. Все это в итоге приведет к увеличению доли России на мировом рынке образовательных услуг с 2 до 7%, а в числе первых 100 университетов по международным рейтингам появится не менее 10 российских вузов.
Обучить хотя бы министра. Прежде чем что-то получить, государству придется немало вложить, но проблему демографического кризиса решить, в любом случае, этим вряд ли удастся. Конкуренция на мировом рынке образовательных услуг слишком сильна. Эксперты говорят, что развивать работу с иностранными студентами все равно нужно. «Работа с иностранными студентами решает многие другие задачи, – говорит Владимир Филиппов. – Прежде всего, это важно с точки зрения геополитики – например, среди наших выпускников много представителей мировой элиты, руководителей и министров стран Азии, Африки и Латинской Америки. Кроме того, работа с иностранцами всегда стимулирует учебный процесс вуза – подтягивает его уровень обучения к международному». Работу по увеличению экспорта надо проводить вне зависимости от угроз демографического кризиса – он рано или поздно пойдет на спад. А вот от того, какое образование получили те, кто будут править миром в ближайшие десятилетия, будет по-прежнему зависеть очень много. Таблица 1. Численность студентов в государственных и муниципальных вузах, принятых на общих основаниях
Источник: РосстатТаблица 2. Доля иностранных студентов (очная форма обучения в государственных вузах) на основании данных за 2008–2009 учебный год:
Источник: МинобразованияТаблица 3. Контингент иностранных студентов, обучающихся по очной форме обучения в государственных вузах
Источник: Минобразованияисточник: http://www.finansmag.ru/articles/77088 |