Сызрань: 100 лет первому коммунистическому субботнику |
Автор: Александр ЧерноV |
12.04.2019 14:40 |
Сызранский городской комитет КПРФ поздравляет жителей города Сызрани с Днём Космонавтики! Ровно сто лет назад, в апреле 1919 года, состоялся первый коммунистический субботник. Инициатором первого субботника выступила партийная ячейка депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги. В ночь на субботу 12 апреля 1919 года 15 коммунистов депо, проработав безвозмездно 10 часов, отремонтировали 3 паровоза. В протокольной записи организатора мероприятия, председателя деповской партячейки И.Е. Буракова, отмечалось: «Работали беспрерывно до 6 часов утра (десять часов) и отремонтировали три паровоза текущего ремонта за № 358, 4 и 7024. Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде. В 6 часов утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу — с субботы на воскресенье, продолжать еженедельно — «до полной победы над Колчаком». Затем пропели «Интернационал» и стали расходиться…» В первом коммунистическом субботнике участвовало 15 человек. Из них 13 коммунистов и двое сочувствующих. История сохранила их имена — вот они: Е. Апухтин — слесарь, И.Е. Бураков — слесарь, Я.Ф. Горлупин — слесарь, М.А. Кабанов — слесарь, П.С. Кабанов — слесарь, А.В. Каракчеев — слесарь, Я.М. Кондратьев — машинист, В.И. Наперстков — слесарь, Ф.И. Павлов — котельщик, П.С. Петров — слесарь, А.А. Сливков — машинист, А.И. Усачев — слесарь, П.И. Шатков — слесарь, А.В. Кабанова — чернорабочая, В.М. Сидельников — слесарь. 10 мая 1919 года состоялся первый массовый (205 человек) коммунистический субботник на Московско-Казанской железной дороге. В этот день рабочие выпустили из ремонта 4 паровоза и 16 вагонов, произвели большую работу по погрузке и разгрузке вагонов. Производительность труда была выше обычной на 270%. В мае субботники прошли на Александровской, Николаевской, Рязано-Уральской, Московско-Виндавской, Курской железных дорогах. Вслед за железнодорожниками субботники провели рабочие фабрик и заводов Москвы и других городов. Именно это событие стало поводом для статьи В.И. Ленина «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу «коммунистических субботников»)», впервые опубликованной отдельной брошюрой в июле 1919 года. Почин московских железнодорожников, подхваченный на промышленных предприятиях, Ленин назвал проявлением героизма трудящихся масс, начавших практическое строительство социализма. В обстановке хозяйственной разрухи, голода, падения производительности труда субботники были восприняты им как выражение нового, коммунистического отношения к труду. Наибольшего размаха движение достигло в 1920 году. В январе, во время «Недели фронта», тысячи рабочих трудились на субботниках в помощь фронту. По решению 9-го съезда РКП(б) 1 мая 1920 года был проведен всероссийский субботник-маевка, в котором только в Москве приняли участие 425 тысяч человек. В Кремле в работе на этом субботнике принимал участие руководитель Советского государства В.И. Ленин. Именно о таких коммунистических субботниках писал Владимир Маяковский в поэме «Хорошо!» Коммунистические субботники и воскресники проводились в годы восстановления народного хозяйства, индустриализации СССР, в период Великой Отечественной войны 1941‑1945 годов. После войны субботники проводились до 1990‑х годов. Частота проведения субботников была непостоянной. Иногда субботники могли проводиться каждую неделю, иногда – только несколько раз в год. Всесоюзные Ленинские коммунистические субботники, приуроченные ко дню рождения В.И. Ленина (22 апреля), проводились ежегодно. В 1970 году, в год 100-летия В.И. Ленина на субботник трудиться вышли 119,2 миллиона человек – половина населения Советского Союза. Сызранские коммунисты, в лице членов партии КПРФ и депутатов фракции КПРФ местной Думы отметили 100-летие субботника трудом - сразу после внеочередного заседания Думы отправились на уборку парка им. М. Горького. |