Сызранское городское отделение КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЫЗРАНСКОЕ МЕСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
САМАРСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

83-ФЗ: Государство будет экономить на гражданах
Автор: Сызранское городское отделение КПРФ   
08.07.2012 09:50

83-ФЗ1 июля с.г. окончательно вошел в действие новый закон — 83 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", который изменяет порядок финансирования бюджетных учреждений. Под действие закона попадают не только школы, но и библиотеки, театры, парки, поликлиники и больницы.

С 1 января 2012 года все учреждения разделены на три категории: казенные, бюджетные и автономные. Тип учреждения определяет муниципальный, региональный или федеральный орган власти, осуществляющий полномочия учредителя, за исключением случая смены типа на автономное — решение принимается по инициативе или с согласия этого учреждения.

Казенные учреждения будут работать так же, как и ранее бюджетные: они будут получать финансирование из бюджета по смете (которая может формироваться, например, на основе фактических расходов прошлого года), а доходы будут перечислять в бюджет.

Автономные учреждения будут получать не бюджетное финансирование, а лишь субсидии на выполнение «заданий учредителя», в остальном будут функционировать самостоятельно.

Наконец, бюджетные учреждения – будут получать бюджетное финансирование, но не по смете, а лишь «на исполнение обязательств перед физическими лицами». При этом доходы от своей деятельности они будут оставлять себе, а не перечислять в бюджет.

Мы намеренно поставили бюджетные учреждения последними, т.к. почти все сызранские учреждения приняли такую форму. Остановимся подробнее на этом типе учреждений. И поясним основные отличия от того , что было раньше.

Что означает «финансирование исполнения обязательств»? Если раньше бюджетные организации получали средства независимо от количества потребителей их услуги, то теперь все радикально меняется. В соответствии с реализацией закона вводится понятие нормативных затрат.

Нормативные затраты на оказание муниципальной услуги (выполнение работы) – объем затрат, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги (выполнением работы).

Норматив затрат на оказание муниципальной услуги (работы) – удельная расчетная стоимость единицы муниципальной услуги (работы).

Нормативные затраты на содержание имущества – объем затрат, непосредственно связанных с содержанием имущества, а также на уплату налогов, объектом налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, находящееся у муниципального бюджетного учреждения на праве оперативного управления.

Теперь, вместо сметы, учреждения должны предоставлять проекты расчетов нормативных затрат, а органы власти, определив объем услуги, необходимой им, субсидируют учреждение на оказание этой деятельности.

Говоря простым языком, если нормативные расходы школы на 1 ученика составляют 1000 рублей, нормативные расходы на содержание имущества составляют 1000000 рублей, а муниципалитету необходимо предоставить услуги 1000 ученикам, то размер субсидии учреждению составит 1000*1000+1000000 рублей=2000000 рублей. Однако, в любом случае объем субсидии на выполнение муниципального задания учреждению, не должен превышать объем ассигнований, предусмотренных на указанные цели местным бюджетом. Возможна ситуация, когда в бюджете запланировано средств меньше, чем это необходимо по нормативу, в таком случае придется либо уменьшать норматив, либо уменьшать муниципальный заказ...

Но это еще не все — субсидии зависят от реализации государственных образовательных программ в соответствии с ФГОС (Федеральными Государственными Стандартами Образования), конкретных потребностей заведения, а также от количества потребителей услуги (в случае школы - учеников).

В такой ситуации существование малокомплектных(малопосещаемых) учреждений становится невозможным. И ничем иным, кроме как «экономией» это назвать нельзя, как бы не пытались доказывать сторонники закона. В таких случаях учреждение ждет реорганизация, что мы видим на примере ряда сызранских школ.

По большому счету всем бюджетным учреждениям дали свободу, в принципе равнозначную со свободой ребенка , брошенного на улице. Взамен существенной экономии в связи с нормативами, учреждения получат право вести деятельность, приносящую доход. Эта деятельность должна быть прописано в уставе, и доход от нее полностью остается в собственности учреждения. Закон фактически превращает бюджетные организации в коммерческие.

Да, возможно эта деятельность и будет носить характер специализации учреждения: школы будут давать платные уроки, а больницы лечить за деньги в качестве побочного заработка, но уже известно, например, что в московской школе с физико-математическим уклоном серьезно обдумывают возможность купить макаронную машину для того, чтобы зарабатывать деньги. Будет ли подобный вариант развития событий реализован в Сызрани — неизвестно.

Следующий момент — оценка качества. В западных странах оценку госуслугам дает исключительно население, у нас же это делают чиновники. Но чиновники сегодня зачастую не в состоянии оценить качество предоставляемых госучреждениями услуг. Те критерии качества, которые сейчас заложены в нормативной базе, не выдерживают никакой критики. Например, количество двоек в классе не может быть критерием качества образования, ведь их может получить один ученик, а все остальные учиться на 5. А количество выданных книг в библиотеке федерального или регионального уровня не есть показатель хорошей или плохой работы библиотекарей.

Тем более необходимо учесть, что и сейчас уже учителя перегружены работой по подготовке различных отчетов, а с введением 83-ФЗ этой бумажной волокиты станет еще больше. Резонный вопрос — а когда учитель будет непосредственно учить, если он будет обязать тратить огромное количество своего времени на подготовку отчетов? Жертвовать своим личным временем и стать рабом системы образования? Или же жертвовать учебным процессом?

Проблема качества услуг создает еще одну проблему. Возьмем драматический театр, аналогов ему в Сызрани. Что же будет, если вдруг мэрии не понравится качество исполнения муниципального задания? В таком случае закон разрешает отозвать субсидии, что в конечном итоге приведет к банкротству и перепрофилированию.

Еще одна серьезная проблема – соотношение стоимости бесплатных (тех, что оплачиваются учредителем) и платных услуг. Например, сегодня в высшем образовании государство установило достаточно высокие стандарты и высокую планку стоимости образовательных услуг. Принимая студентов на коммерческие места, вуз должен установить плату не ниже государственного норматива (госзадания). Но далеко не каждый студент может осилить эти суммы. Значит, большая часть потенциальных студентов оказывается за бортом.

Более того, с началом второй волны кризиса и падением цен на нефть, а, соответственно, сокращением бюджета, возможно ускоренное преобразование бюджетных учреждений в автономные. А следовательно усилится платная составляющая их деятельности. В итоге декларируемые Конституцией нормы бесплатного образования и здравоохранения окончательно станут пустым звуком.

 
 

Чтобы комментировать записи необходимо зарегистрироваться на форуме