Сызранское городское отделение КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЫЗРАНСКОЕ МЕСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
САМАРСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Депутатов «смешают»
Автор: Сызранское городское отделение КПРФ   
24.05.2012 18:00

В марте прошлого года были внесены изменения в ряд федеральных законов, касающихся избирательного права и местного самоуправления. Новации заключаются в том, что не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

Естественно, в канун выборов ( в Сызрани они состоятся в 2013 году) муниципалитеты должны привести свои уставы в соответствие с законом.15 мая в Сызранской городской думе прошли публичные слушания по предполагаемым изменениям в устав города. Главные из них – депутаты будут избираться по смешанной системе и число их возрастет до тридцати. Публичные слушания по изменениям устава города проходили в форме заседания комитета по местному самоуправлению городской думы. Вел их председатель комитета Пётр Юрасов. Проект решения по данному вопросу, подготовленный парламентариями гласил дословно следующее:

«1. Депутаты Думы городского округа избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.

2. Выборы депутатов Думы проводятся с применением смешанной избирательной системы с закрытыми списками кандидатов.

3. Дума состоит из 25 депутатов, из которых 12 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым в соответствии с федеральными законами и законом Самарской области, 13 депутатов – по единому избирательному округу, который включает в себя всю территорию городского округа, пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями.

К распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае иные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются.

Если за списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, подано в совокупности 50 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, к распределению депутатских мандатов допускаются указанные списки, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей, списки кандидатов, получившие менее 5, но более 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, пока общее количество голосов избирателей, поданных за списки кандидатов, допускаемые к распределению депутатских мандатов, не превысят в совокупности 50 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если за один список кандидатов подано более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, а остальные списки кандидатов получили менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, к участию в распределении депутатских зх мандатов допускается указанный список кандидатов, а также список кандидатов, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, из числа списков кандидатов, получивших менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу».

Особых возражений проект ни у депутатов, ни у приглашенных не вызвал. Общее число депутатов таким образом не менялось, Но слово взяла председатель горкома профсоюза работников образования Людмила Московцева, одновременно возглавляющая и городской совет председателей профсоюзов, которая, ссылаясь на своих коллег, а также КТОС №1 и общество инвалидов предложила увеличить число депутатов до 30, обеспечив таким образом равенство между избранными по округам и по партийным спискам (15 и 15) . На том и порешили.

Давайте теперь посмотрим, как это будет выглядеть на практике: 15 депутатов от политических партий и 15 одномандатников. Учитывая опыт Самарской губернской думы, которая уже два созыва избирается по смешанной системе можно сказать, что у одномандатников, при всех равных правах, авторитета побольше, чем у «партийцев». Добавим сюда право распоряжаться в определенной форме бюджетными средствами (наказы избирателей).

Но и избраться по мажоритарному округу будет намного труднее. Территория округа увеличивается, численность избирателей возрастает с 5-6 тысяч до 9-10. Кандидатам в депутаты потребуется значительно больше ресурсов.

Теперь о «партийцах». Лучше всего возможный результат выборов 2013 года анализировать в сравнении с результатом выборов в Государственную и Губернскую думу 4 декабря 2011года. Предположим, что горизбирком не будет фальсифицировать итоги выборов, переписывать протоколы и .т.д.

Более чем вероятно, что в соответствии с п.3 ст. 24 устава города партии - аутсайдеры не будут допущены к распределению мандатов. Все дело в том, какая методика их распределения будет применяться. Самарская губернская дума распределяет мандаты на основе «метода Империали», смысл которого заключается в том, что после пропорционального распределения мест , "остатки", то есть голоса, отданные за те партии, которые не смогли пройти в думу, распределяются в пользу, получившей большинство голосов.

Высока вероятность того, что едроссовское большинство в губернской думе внесет подобное изменение и в областной закон «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования" (57-ГД от 08.06.2006г). В этой ситуации руководителям местных и региональных отделений малых партий стоит задуматься о том, есть ли необходимость идти на выборы с партийным списком? Может быть тактически правильнее выдвигать хорошо известных, «раскрученных» кандидатов только по одномандатным округам

И еще одна новация предполагаемых поправок в Устав города. Теперь избиратели будут лишены права отзыва своего депутата. Оно и раньше было трудноосуществимым, но и видимость прямой демократии существовала.

 
 

Чтобы комментировать записи необходимо зарегистрироваться на форуме